Вопросы специалистам
Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com

Абиев Захар Ахмедович - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт

Мамины Руки

Абиев Захар Ахмедович  - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт Абиев Захар Ахмедович  - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт

Петренко Анна Николаевна - консультант по грудному вскармливанию

Мамины Руки

Петренко Анна Николаевна  - консультант по грудному вскармливанию Петренко Анна Николаевна  - консультант по грудному вскармливанию

Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат

Мамины Руки

Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат

Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации - "песочная"терапия.

Мамины Руки

Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации - Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации -

Мануковская Екатерина Владимировна - психолог

Мамины Руки

Мануковская Екатерина Владимировна - психолог Мануковская Екатерина Владимировна - психолог

Гусева Лариса Олеговна - педагог

Мамины Руки

Гусева Лариса Олеговна - педагог Гусева Лариса Олеговна - педагог

Козельская Елена Владимировна – юрист

Мамины Руки

Козельская Елена Владимировна – юрист Козельская Елена Владимировна – юрист

Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог

Мамины Руки

Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог

Ижогина Юлия Николаевна - логопед

Мамины Руки

Ижогина Юлия Николаевна - логопед Ижогина Юлия Николаевна - логопед

Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт

Мамины Руки

Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт

radyga

Физиологические особенности звукопроизношения у малышей

innaКогда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, эта особенность объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба. Кроме того, они ещё не могут воспринимать на слух и точно различать все звуки речи, поэтому правильным их произношением они овладевают лишь постепенно.

 

Простые звуки

В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные: А, О, Э и согласные: П, Б, М. Именно из них и состоят первые слова ребёнка: МАМА, ПАПА, БАБА. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные: И, Ы, У и согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.

Более же сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Ж,Ч, Щ, Л, Р) усваиваются примерно до 3-5 лет. Часто они полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения. Но при нормальном ходе речевого развития, не позднее чем к 5 годам, ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

 

Своевременное произношение

Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, предлагается таблица, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков. Я еще раз повторяю, что сроки примерные, потому что развитие речевого аппарата у каждого малыша проходит в свои индивидуальные сроки, а задача родителей - следить за тем, чтобы развитие было.

Возраст появления звуков (в годах) Звуки
1-2 А О Э П Б М
2-3 И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й
3-5 С З Ц Ш Ж Ч Щ
5-6 Л Р

 

Речевые недостатки

Для детей младшего дошкольного возраста определённые речевые недостатки естественны, так как у них ещё нет достаточного жизненного опыта, мышление не приобрело систематичности и последовательности и словарный запас не особенно велик.

Трёхлетние малыши говорят ещё короткими фразами, состоящими из двух-трёх слов, и хотя их речь постепенно усложняется, но порядок слов не всегда правилен. Часто бывает искажён род имён существительных (один машин), несогласованны падежные окончания (у меня нет другов). В этом возрасте характерно сокращение слов, когда выпадает первый или безударный слог (лисопед – велосипед, милинел – милиционер), буквы переставляются местами, взаимоупотребляются – вместо звука «к», произноситься звук «г». Однако постепенно все недочёты уменьшаются и к четырём годам многие дети приобретают устойчивые навыки правильной речи.

 

Пример взрослого

Если вы замечаете, что проходит месяц за месяцем, а речь малыша не становится лучше, стоит обратить на это внимание. Возможно, в доме кто-то говорит с ребёнком неправильным языком, подлаживаясь под него, или родители не считают нужным поправлять малыша. Поэтому, совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения возрастных недостатков звукопроизношения является правильная, отчётливая и неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребёнок должен следовать. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребёнком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или же становится невозможным.

Совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребёнком («Мой ты дологой, холосый!»). Из-за того, что родители умиляются своеобразной речи малыша, да еще и сами подражают ей, ребёнок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения.

Хочется отметить, что вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения.

 

Ошибки малышей

Маленькие дети чаще всего имеют следующие ошибки при произношении:

1. Плохо произносят шипящие фонемы ш, ж, ч, щ:

  • а) произносят нечётко;
  • б) заменяют их свистящими с, з; «каса»(каша), «сапка»(шапка), «зук»(жук); иногда ш заменяют на ф(фапка – шапка), ж на в(вук – жук), ч на ц или ть(оцки, отьки – очки), щ на сь или ть(сенок, тенок – щенок);
  • в) пропускают: «апка»(шапка), «ук»(жук).

2. Звуки р и л:

  • а) пропускают и искажают: «ак»(рак), «ыба»(рыба);
  • б) заменяют их звуками л, в, й: «йак»(рак), «лабота»(работа), «колова»(корова), «ампа»(лампа), «ямпа»(лампа).

3. Свистящие звуки с,з,ц, искажаются:

  • а) произносят недостаточно чётко;
  • б) пропускают (амок – замок), (веток – цветок);
  • в) с заменяют на ф (фобака – собака), з на в (вамок – замок), ц на т (тветок – цветок).

4. Звуки г,к,х:

  • а) пропускают(леб – хлеб), (ром – гром);
  • б) заменяют на т и д(тлеб – хлеб), (дости – гости), (тоска – кошка).

 

Помощь специалиста

Если так называемое «возрастное нарушение звукопроизношения» уже перестаёт быть возрастным, такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о специальной логопедической помощи.

Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые с самого начала нельзя относить к возрастным недостаткам. Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам.

Сюда относится:

  • - «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щёк), что придаёт звукам какой-то необычный или неприятный для слуха оттенок;
  • - межзубное произношение звуков (чаще всего шипящих и свистящих), когда кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.

Итак, как правило, после 5 лет ребёнок сам, без специальных логопедических занятий, научиться произносить звуки правильно уже не может. Поэтому, вы можете обратиться к специалисту, который поможет поставить ребёнку правильное звукопроизношение.

Инна Козлова - логопед, г. Воронеж

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

pomosh-detyam

detstvo