Вопросы специалистам
Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com

Абиев Захар Ахмедович - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт

Мамины Руки

Абиев Захар Ахмедович  - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт Абиев Захар Ахмедович  - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт

Петренко Анна Николаевна - консультант по грудному вскармливанию

Мамины Руки

Петренко Анна Николаевна  - консультант по грудному вскармливанию Петренко Анна Николаевна  - консультант по грудному вскармливанию

Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат

Мамины Руки

Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат

Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации - "песочная"терапия.

Мамины Руки

Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации - Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации -

Мануковская Екатерина Владимировна - психолог

Мамины Руки

Мануковская Екатерина Владимировна - психолог Мануковская Екатерина Владимировна - психолог

Гусева Лариса Олеговна - педагог

Мамины Руки

Гусева Лариса Олеговна - педагог Гусева Лариса Олеговна - педагог

Козельская Елена Владимировна – юрист

Мамины Руки

Козельская Елена Владимировна – юрист Козельская Елена Владимировна – юрист

Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог

Мамины Руки

Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог

Ижогина Юлия Николаевна - логопед

Мамины Руки

Ижогина Юлия Николаевна - логопед Ижогина Юлия Николаевна - логопед

Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт

Мамины Руки

Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт

radyga

Возраст «вытягивания» или кризис семи лет

semlet-2Слово «кризис» в энциклопедическом словаре означает – резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние. Детские психологи только в дошкольном возрасте насчитывают три « переходных состояния». И если родители будут иметь хоть малейшее представление о причинах и симптомах таких изменений в детском характере, то полученные знания значительно облегчат им жизнь в эти периоды и помогут быстрее найти контакт с малышом.

Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания», дошколята не только изменяются физически, но и резко меняют свое отношение к окружающему их миру. Проблемы, возникающие в жизни детишек, педагоги называют «кризисом семи лет».

 

Физическое развитие

В это время у детей начинают выпадать молочные зубы, и на их место приходят постоянные. Со сменой зубов происходят коренные изменения и в физическом развитии. Дошколенок «вытягивается» в длину, исчезают младенческие черты лица, удлиняются конечности, ребенок становиться более ловким, быстрым, а значит более самостоятельным.

Параллельно телесному развитию происходит психологическое созревание детей, а вместе с ним родители наблюдают резкие перемены в поведении дошкольника.

Праздник непослушания

Ребенок становиться непослушным. Вдруг перестает реагировать на просьбы или замечания взрослых, а постоянные споры, независимо от повода, становятся его смыслом жизни. Кажется, что слова «нет», «не хочу» и «не буду» единственные в его словаре. .

Правила поведения, которые он выполнял до последнего времени, кажутся ему воплощением чего-то «детского», недостойного. Он уже не маленький, чтобы слушать наставления папы и мамы. Семилетка пробует занять позицию взрослого человека, взять на себя новые обязанности, поэтому все ограничения со стороны родителей вызывают у него отрицание и кажутся ему пиком собственной взрослости.

В этом возрасте у детей просыпается интерес к своему внешнему виду - они могут часами вертеться перед зеркалом, выбирая себе одежду. Можете не стараться прийти на помощь, ваш вариант будет сразу же отвержен из принципа!

Что такое утрата детской непосредственности?

semletС милым сговорчивым малышом происходят непонятные метаморфозы: участились капризы, он превратился в настоящую «вредину», появились какие-то неестественные кривляния. Без всякой причины вдруг начинает говорить писклявым голосом или ходит неуклюжей походкой клоуна, громко с надрывом общается с взрослыми.

Искусственное поведение детей сразу же бросается в глаза, вызывая недоумение и панику со стороны взрослых.

Больших оснований для беспокойства нет, такие метаморфозы являются главными симптомом переходного периода от дошкольного возраста к школьному и называются «утрата детской непосредственности».

Что это такое?

По внешнему поведению маленького ребенка можно догадаться о его внутренних переживаниях: если он надул губки и остановился как вкопанный, то попросту заупрямился; если плачет, значит - расстроен.

В поведении же семилетки появляется двусмысленность, он старается скрыть свои истинные чувства за фальшивыми эмоциями. Характерной реакцией на наказание становится надрывный хохот, которое еще больше раздражает взрослых, а с помощью безумных гримас он может просто радоваться.

Дошкольник не знает, как выразить свои эмоции – детские шаблоны уже не годятся, а многообразие выражения чувств у взрослых еще не понятно для ребенка. Поэтому он пытается скрыть свое смущение, неопытность и беззащитность за вновь выбранными образами. Маленький человек начинает понимать, насколько он мал и неопытен. Представьте ситуацию, когда вылупившийся цыпленок первый раз выглядывает из своей скорлупы, а там, за скорлупой – совсем неизвестная жизнь. «Внутри» было все знакомо и поэтому безопасно и вдруг, такое многообразием. Шок! Также и ребенок, буквально «методом тыка» пытается расширить границы своего внутреннего «Я», заявить о себе «новом», а изменения в поведении - это не что иное, как «разведка боем», определение границ дозволенного во взаимоотношениях с внешним миром. Такой переход из мира детства в мир взросления обозначается, как кризис семи лет.

Что делать?

Чем терпеливее родители будут относиться к своему ребенку в этот период, тем быстрее и незаметнее пройдет возрастной кризис. Без лишних раздражений необходимо обозначить границы допустимого поведения. Попробуйте вот такие меры:

1. Постарайтесь научиться не реагировать на капризы, иначе маленький психолог начнет постоянно использовать этот удобный способ добиваться желаемого.

2. Надоевшие гримасы можно остановить, если переключить внимание ребенка на интересную деятельность.

3. Иногда обыкновенные замечания, такие как: «Твое поведение меня очень расстроило!», «Мне грустно, когда я смотрю на твое баловство!» действуют на детей гораздо сильнее, чем угроза наказания, потому что семилетки еще очень трепетно относятся к переживаниям любимого человека.

4. Когда ребенок не знает, как реагировать на определенную ситуацию, как раз и возникают негативные проявления: упрямство, вредность, кривляния. Поэтому детке постоянно нужно подсказывать, как себя вести. Естественно, что обычные наставления не помогут, а вот старый добрый метод «поучительных историй» придется к месту. Содержание уже может быть более серьезным, чем в сказках, советую обратить внимание на короткие и очень поучительные рассказы Ушинского и Толстого. На примере героев, ребенок сможет разобраться, что происходит с ним, а их «правильные поступки» будут служить для него своеобразной моделью поведения.

Еще один вариант, своим примером покажите, как надо реагировать на ситуацию: "Я вижу, ты очень рад подарку, иди и поцелуй нас с папой!"

5. Агрессивный метод воздействия на непослушного ребенка - нотации, унижения, а иногда даже шлепки, не изменят его поведения в положительную сторону, а лишь принесут вам новую волну непослушания и упрямства.

Игра по-новому

В этом возрасте одновременно с симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемости» возникают и важнейшие позитивные новообразования.

Игра по-прежнему остается ведущей деятельностью для ребенка, но теперь это не просто поток творчества и фантазии, а целеустремленное достижение цели. Его «игровая задумка» обязательно должна соответствовать реальным возможностям. Например, гора с туннелем строится так, чтобы машинка или поезд действительно могли проехать сквозь нее.

В игре появляется перспектива. Если еще полгода назад маленькая сестренка ли братик могли сломать город из кубиков и это приветствовалось обоюдными криками радости, теперь же такая ситуация становиться поводом для серьезного конфликта между «родственниками», потому что детка иначе смотрит на свою деятельность - «это было так красиво и я хотел завтра продолжить строительство».

Впервые, семилетний ребенок начинает осознавать свою неспособность воплотить в реальности свои мечты. Например: его уже не устраивает детский стульчик, в качестве модного автомобиля, а кусочек коры с газетным парусом совсем не похож на средневековый фрегат, и для того чтобы хоть как-то приблизить его к реальным формам он готов прибегнуть даже к помощи взрослого.

 

Социальные контакты

semlet-3Прежде всего, ребенок открывает для себя существование таких чувств как: обида, огорчение, радость и т.д. Зная теперь, как они называются, он отслеживает в себе собственные переживания и осознает их.

У него возникает «логика чувств» и развиваются такие качества как: требовательность к себе, самолюбие, самооценка. Мальчик уже не пойдет играть в футбол потому, что понимает – он не умеет так умело обращаться с мячом как другие ребята, поэтому над ним будут смеяться.

В дошкольном возрасте изменяется и сфера его социальных контактов. Отношения со сверстниками и «чужими» взрослыми развиваются теперь не под влиянием сиюминутных побуждений, а подчиняются определенным правилам: исчезает детская непосредственность, ребенок понимает, «как надо» разговаривать с воспитательницей в саду или с врачом в поликлинике. У ребенка появляется понимание, насколько его детский внутренний мир отличается от мира взрослого человека, мало того, теперь ребенок относиться к нему с уважением. Если, например, четырехлетний малыш без всякого смущения может перебить разговор взрослого, то семилетка уже не допустит подобной вольности.

Для детей-дошколят становиться важным признание сверстников, они пытаются проявлять лидерские качества. В тоже время идет бурное развитие коллективных отношений. Дети 6-7 лет осознают, что умения уступать, действовать вместе - являются необходимым условием для совместной игры, противоположные качества, напротив, ведут к конфликтам. В это время начинает зарождаться дружба между детьми, появляется такое понятие, как друг.

 

Уважение к взрослому

Развитие малыша в бессознательном подражании взрослым. С возрастом он начинает оценивать свои реальные возможности и сравнивать их с возможностями взрослого человека. Когда постепенно приходит понимание, насколько они отличаются, в детской душе рождает настоящее глубокое уважение к взрослому человеку. Если раньше малыш думал, что он может запросто полететь в космос или построить дом, то ребенок семи лет уже понимает - сейчас многое ему еще не под силу.

Возникшее уважение уже не оценивается богатыми подарками, в этом возрасте другие ценности - достаточно лишь уметь чинить бесконечно ломающиеся куклы или терпеливо отвечать на все «зачем» и «почему». Но, к сожалению, такими объектами для обожания реже всего являются собственные родители - это может быть кто угодно: воспитательница, соседская тетя, подруга мамы.

Очень важно, что для семилетнего дошкольника незыблемый авторитет приобретает школьный учитель, как представитель будущей «взрослой» жизни, этот факт является одним из критериев оценки готовности ребенка к школе.

 

Готовность к обучению

semlet-1Обучение олицетворяет для ребенка новый более взрослый этап в его жизни. Детей прежде всего интересуют внешние атрибуты школьной жизни – портфель, тетрадки, оценки, а необходимость соблюдать правила поведения воспринимается как своеобразная игра во взрослость. Поэтому нужно подготовить ребенка к обучению в школе.

На что нужно обратить внимание:

1. Может ли ребенок, управлять своим поведением, что входит в это понятие: усидчивость, умение отвечать только, когда спрашивают, внимательно слушать взрослого, не перебивать и т.д.

2. Формирование воли: у ребенка должно появиться желание учиться, познавать новое. Он должен уметь самостоятельно выбрать себе цель деятельности. Любое начатое дело, следует доводить до конца, даже если придется преодолевать трудности.

3. Развитие умственной и познавательной активности, сюда входит развитие речи, сенсорное развитие, любознательность, умение ориентироваться в окружающем мире.

Светлана Куцевалова, г. Воронеж

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

pomosh-detyam

detstvo