Вопросы специалистам
Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com

Абиев Захар Ахмедович - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт

Мамины Руки

Абиев Захар Ахмедович  - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт Абиев Захар Ахмедович  - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт

Петренко Анна Николаевна - консультант по грудному вскармливанию

Мамины Руки

Петренко Анна Николаевна  - консультант по грудному вскармливанию Петренко Анна Николаевна  - консультант по грудному вскармливанию

Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат

Мамины Руки

Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат

Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации - "песочная"терапия.

Мамины Руки

Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации - Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации -

Мануковская Екатерина Владимировна - психолог

Мамины Руки

Мануковская Екатерина Владимировна - психолог Мануковская Екатерина Владимировна - психолог

Гусева Лариса Олеговна - педагог

Мамины Руки

Гусева Лариса Олеговна - педагог Гусева Лариса Олеговна - педагог

Козельская Елена Владимировна – юрист

Мамины Руки

Козельская Елена Владимировна – юрист Козельская Елена Владимировна – юрист

Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог

Мамины Руки

Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог

Ижогина Юлия Николаевна - логопед

Мамины Руки

Ижогина Юлия Николаевна - логопед Ижогина Юлия Николаевна - логопед

Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт

Мамины Руки

Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт

radyga

О лгунчиках, лгунишках и лгунах

vrynishka«Моя дочка начала врать! Причем знает, что сочиняет небылицы, но самым бессовестным образом пытается убедить меня, что это правда! Что делать – наказывать?» - в ужасе восклицает моя знакомая.

Наказывать не надо, а вот понять причины лжи необходимо. Давайте разберемся, почему девочка предпочитает обманывать? Какая это ложь? Ее мотивы?

Детская ложь видоизменяется по мере того, как детишки взрослеют, плавно превращаясь из невинной фантазии в серьезный обман. Например, маленькие дети не нуждаются во лжи совсем - в ней нет необходимости. Малыш делает все, что ему хочется, и считает это правильным и честным, ему ничего не стоит спутать, что было «понарошку», а что всерьез!

К четырем годам, постигая причинно-следственную связь собственного поведения, ребенок уже пытается разобраться в понятиях - «ложь» и «правда».

И только к шести годам дошкольник четко осознает, что такое ложь, и каковы ее последствия, именно, в этом возрасте детский обман приобретает серьезные нотки.

Ложь или фантазии

Дошколятам свойственно фантазировать. Дети считают, что, фантазируя, можно добиться всего, что невозможно получить в реальной жизни. Взрослых поражает, насколько малыши верят своим вымыслам, даже если кто-то из них утверждает, что он - сказочный принц и летал на драконе. Попробуйте усомниться!

На самом деле, в детских фантазиях скрыты их страхи, неудовлетворенные желания, и если взрослый «умеет слушать», то поймет истинную причину «сказок».

Подобный период случается в жизни каждого ребенка и обычно проходит к концу дошкольного периода, задача взрослых проконтролировать, чтобы процесс не затянулся. Иначе, привыкнув жить в мире своих сказочных героев и атмосфере абсолютного доверия со стороны любящих родителей, юный фантазер начинает лгать преднамеренно, скрывая уже далеко небезобидные проделки. Потом период «безвинной лжи» может затянуться, и стать дурной привычкой.

Какие причины толкают малыша на «преднамеренную ложь»?

1. Вопросы - ловушки, которые расставляют сами же взрослые.

«Катя, та любишь свою младшую сестренку?»- спрашивает бабушка. Что должна ответить Катя, чтобы получить одобрение со стороны взрослых? А то, что сестра постоянно забирает ее игрушки, порвала любимую книжку, ей достается большая часть маминой любви и заботы, а все проделки и шалости «сходят ей с рук» - часто остается незамеченым.

Словом, такие вопросы «о любви», настоящая провокация, и, если вы не владеете ситуацией, их лучше не задавать.

2. Постоянные «нельзя», завышенные требования, боязнь наказаний, приводят к тому, что ребенок начинает врать, скрывая за ложью серьезные поступки.

Задумайтесь, соответствуют ли требования, которые вы предъявляете вашему малышу его возрастным возможностям, не унижаете ли вы маленького человека своими бесконечными нотациями или поучениями, не доминирует ли над ним страх наказания.

3. Заниженная самооценка тоже является причиной лжи.

Малыш использует ложь, как способ привлечь к себе внимание, в связи с тем, что он отвержен кем-то из родителей, или ему так кажется. Парадокс, но даже наказание родителей для него «сахар» - папа и мама обратили на него внимание, пусть даже негативное!

Задача взрослых – найти причину подобных мыслей и вернуть доверие ребенка. Чаще хвалите его, не скупитесь, но хвалите только за дело, потому что похвала авансом, снова порождает ложь.

4. Излишняя опека - ребенок может врать, чтоб избежать насмешек – «мамин сынок», скрывая свою слабость и стыд за причиненные кем-то обиды.

5. Ревность и соперничество между детьми в семье.

Обычное соперничество между детьми провоцирует их лгать. Дети постоянно наговаривают друг на друга, или кто-то один, с завышенной самооценкой, пытается ее повысить еще больше с помощью вранья, делается это для того, чтобы лишний раз насладиться своим превосходством над младшим (обычно). Происходит такая ситуация в тех случаях, когда родители начинают сравнивать детей между собой, тем самым разжигая соперничество и вражду.

6. Пример взрослых - ведь все мы учителя с завидным опытом и стажем! Дети, привыкая, подражать взрослым, принимают от нас эту пагубную привычку. Мы – взрослые, довольно часто «врем» прямо на глазах у ребенка, считая маленькую ложь просто пустяком или безобидным элементом общения. Поэтому не стоит заставлять своего ребенка твердит кому-то в трубку телефона, что вы давно ушли, чтобы завтра он не начал лгать вам, считая ложь привычной нормой. Для того чтобы научить ребенка честности, необходимо самим быть честным.

 

Как распознать, что ребенок лжет

vrynishka-1Для того чтобы распознать, врет ли ваш ребенок, достаточно понаблюдать за ним:

1. Малыш излишне возбужден, на щечках румянец, он прикрывает рот рукой, даже двумя, как бы пытаясь остановить поток лжи. Отводит от вас взгляд и усиленно моргает, зрачки то сужаются, то расширяются. Руки во время разговора постоянно теребят край одежды или какой-нибудь предмет.

2. Он говорит медленно и неуверенно, тщательно подбирая слова и перебивая себя то паузами, то жестами.

3. Он непоследователен в своих рассказах, невольно все преувеличивает, потому что в голове у него нет четкого плана, там путаница. Ему все время кажется, что взрослые его разоблачат.

 

Как же помочь маленькому врунишке?

  • • Прислушайтесь к тому, о чем говорит ваш ребенок, прежде чем разоблачать, подумайте, как это сделать доброжелательнее и тактичнее.
  • • Постарайтесь, прежде всего, «услышать» скрытую причину лжи и проанализировать ее.
  • • Объясните маленькому лгунишке, что стоит за неправдой, и почему необходима честность. Он должен понимать, что с ложью мириться нельзя, даже умолчание о лжи - тоже ложь, поэтому старайтесь поощрять искренность ребенка как можно чаще.
  • • Если малыш сам сознался во лжи, надо похвалить его поступок. Если же он не хочет сознаваться, не заставляйте насильно. Правильным выходом в этой ситуации может быть сказка или придуманная вами история о том, к чему приводит ложь и сколько доставляет неприятностей. Малышу подобный «урок» принесет больше пользы, чем очередная «порция» нотаций.

 

Неумолимая статистика считает, что около 5% детей лгут сознательно, причем, это не только школьники, подростки, а даже дошколята …

Дети с высоким интеллектом обычно врут реже, но тоньше и умнее своих сверстников, поэтому обратите внимание на ложь вашего ребенка, она раскроет вам особенности его личности и интеллекта. Агрессивные, неуправляемые дети лгут в 2,5 раза лгут чаще, чем миролюбивые. Помимо этих ребят в группу риска входят и малыши с тяжелой социальной адаптацией – дети из неполных и неблагополучных семей.

Светлана Куцевалова, г. Воронеж

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить