Вопросы специалистам
Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com

Абиев Захар Ахмедович - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт

Мамины Руки

Абиев Захар Ахмедович  - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт Абиев Захар Ахмедович  - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт

Петренко Анна Николаевна - консультант по грудному вскармливанию

Мамины Руки

Петренко Анна Николаевна  - консультант по грудному вскармливанию Петренко Анна Николаевна  - консультант по грудному вскармливанию

Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат

Мамины Руки

Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат

Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации - "песочная"терапия.

Мамины Руки

Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации - Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации -

Мануковская Екатерина Владимировна - психолог

Мамины Руки

Мануковская Екатерина Владимировна - психолог Мануковская Екатерина Владимировна - психолог

Гусева Лариса Олеговна - педагог

Мамины Руки

Гусева Лариса Олеговна - педагог Гусева Лариса Олеговна - педагог

Козельская Елена Владимировна – юрист

Мамины Руки

Козельская Елена Владимировна – юрист Козельская Елена Владимировна – юрист

Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог

Мамины Руки

Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог

Ижогина Юлия Николаевна - логопед

Мамины Руки

Ижогина Юлия Николаевна - логопед Ижогина Юлия Николаевна - логопед

Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт

Мамины Руки

Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт

radyga

Играй сам, ты уже большой

igratНекоторые родители понимают воспитание, как необходимость постоянно увещевать и следить за тем, что бы ребенок ни делал чего-либо недопустимого. Есть такая поговорка: первый ребенок – последняя кукла. Пока он маленький с ним с удовольствием играют, чаще ради собственной забавы. Потом ребенок подрастает и постепенно проявляет самостоятельность, уже успевшие устать от детских прихотей, родители с радостью предоставляют его самому себе, говоря: «Играй сам, ты уже большой!».

Такая позиция понятна – кроме ребенка есть множество других забот и обязанностей. Но ребенок не может целиком и полностью отделиться и осваивать мир самостоятельно и продолжает требовать к себе непосредственного внимания: то нужно поучаствовать в его игре, то оценить поделку, то рассказать, почему собаки гоняются за кошками и так бесконечно.

Большинство родителей на такую детскую активность реагируют примерно так: «я сейчас очень занят, не мешай мне, иди - поиграй, у тебя столько игрушек!» Почему-то считается, что если родители, идя на поводу, в том числе и у собственного интереса, накупили своему чаду необозримое множество игрушек, то этого достаточно, что бы ребенку было интересно, и он чувствовал себя счастливым.

Вы замечали, сколько радостных эмоций доставляет всей семье покупка радиоуправляемой машинки? Конечно! Папа – заправский гонщик, ловко управляет джостиком и объезжает препятствия, мама в восторге от «космической мощи», смеется и забирается с ногами на диван, что бы машина в нее не врезалась, ребенок покатывается от смеха и ждет не дождется, когда же папа, наконец, позволит ему порулить. И вот долгожданный момент настал: папа садится смотреть интересный фильм, мама на кухню – жарить котлеты и ребенок остается один на один с замечательной игрушкой, казалось бы, о чем еще мечтать? Но через несколько дней чудо-машина пылится в углу, а пульт вообще пропал. Почему? Потому что детям что ни купи, все быстро надоедает – ответите вы и будете отчасти правы, потому что в другой части часто происходит вот что. Родители наигравшись, отдают вещь ребенку и ожидают бережного и заботливого отношения к ней, помня о ее стоимости.

И тут события начинают развиваться по непозволительному с родительской точки зрения сценарию: ребенок, стараясь вновь пережить радостные эмоции, начинает играть с машинкой, мотор ревет, ловкости не хватает и игрушка врезается во все препятствия, какие только есть в комнате, в том числе и родительские ноги и дорогую мебель и обои, которые придется переклеивать. А уж если снят корпус и откручено колесо….! За этим следуют одергивания, выговоры и даже угрозы больше никогда не покупать хороших игрушек. Знакомая картина?

Так что же? – спросите вы,- позволить все ломать и крушить? Так никаких игрушек не напасешься! Надо же приучать к аккуратности и бережливости! И опять вы правы, вопрос только в том, как приучать. Януш Корчак писал, что нищий распоряжается милостыней, как ему заблагорассудится, а у ребенка нет ничего своего, он должен отчитываться за каждый полученный предмет. Его нельзя переделать, сломать, запачкать, подарить, нельзя отвергнуть. Может быть поэтому, дети ценят разные не нужные, с точки зрения взрослого, безделушки – коробочку, бусинки, сломанный пистолетик и остальной «хлам», который взрослые требуют выбросить и при этом втолковывают, что хорошие дети не собирают всю эту ерунду. А это единственная настоящая детская собственность и богатство. И если взрослый будет честен сам с собой, то поймет, что в этом случае имеет в виду не столько хорошего ребенка, сколько удобного и послушного. Воспитание и в семье, и в детском саду, и в школе часто требует, что бы ребенок был послушен и удобен взрослым. Такой ребенок играет сам, не портит игрушек, не строит из стола дом, а из стульев машину, не устраивает магазин из маминой одежды и не пытается заставить кошку ходить в кукольном платье. Но за всем этим зачастую следует эмоциональная ограниченность, пассивность, отсутствие творчества и познавательного интереса, которые накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнедеятельность.

Все это я рассказываю к тому, что бы обосновать утверждение о том, что дети очень нуждаются в том, чтобы с ними играли взрослые, несмотря на всю свою усталость и занятость. Ребенок только познает окружающий мир, он многого не знает и элементарные для родителей вещи становятся порой совершенными открытиями для детей. Играя с ребенком, вовсе не нужно впадать в детство, можно играть по-взрослому в детские игрушки и при этом многому научить своего ребенка: и бережному обращению, и развитию интересных сюжетов игр, и уважению к партнеру по игре, и многим другим, очень нужным в жизни умениям.

Валерия Попова, психолог, г. Воронеж

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить