Вопросы специалистам
Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com

Абиев Захар Ахмедович - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт

Мамины Руки

Абиев Захар Ахмедович  - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт Абиев Захар Ахмедович  - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт

Петренко Анна Николаевна - консультант по грудному вскармливанию

Мамины Руки

Петренко Анна Николаевна  - консультант по грудному вскармливанию Петренко Анна Николаевна  - консультант по грудному вскармливанию

Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат

Мамины Руки

Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат

Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации - "песочная"терапия.

Мамины Руки

Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации - Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации -

Мануковская Екатерина Владимировна - психолог

Мамины Руки

Мануковская Екатерина Владимировна - психолог Мануковская Екатерина Владимировна - психолог

Гусева Лариса Олеговна - педагог

Мамины Руки

Гусева Лариса Олеговна - педагог Гусева Лариса Олеговна - педагог

Козельская Елена Владимировна – юрист

Мамины Руки

Козельская Елена Владимировна – юрист Козельская Елена Владимировна – юрист

Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог

Мамины Руки

Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог

Ижогина Юлия Николаевна - логопед

Мамины Руки

Ижогина Юлия Николаевна - логопед Ижогина Юлия Николаевна - логопед

Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт

Мамины Руки

Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт

radyga

Святочные традиции

svyatПриближается один из самых главных православных праздников – Крещение (Богоявление), которое мы будем отмечать 19 января. Но до этого ещё есть время от души повеселиться на святочных гуляниях. Святки - удивительное время года от Рождества Христова (6 января) до Богоявления (19 января). Но праздник этот имеет гораздо более древнее языческое происхождение и связан с зимним солцеворотом и началом прибавления светового дня.

 

Немного истории

Само название "святки" многие этнографы связывают со славянским богом Святовитом (возможно, одной из ипостасей Перуна). Когда князь Владимир крестил Русь и языческих богов сбрасывали в Днепр, праздник уже давно отмечали на Руси.

Есть мнение, что название может происходить от слова «святки» - духи предков. Именно поэтому с этим временем связывают такое большое количество магических народных обрядов, гаданий, заговоров.

С принятием христианства, название праздника стали трактовать по-другому – Святки от слова «святить» (и Церковь, и народ в эти дни славит, то есть, святит, народившегося Христа), поэтому традиционно это время называют «святыми» вечерами. Но в нашем народе всегда удивительным образом соединялись глубокая вера и прочная память о своём языческом прошлом. И в святочное время это проявлялось в полной мере. Пожалуй нет другого праздника, кроме Масленицы, в котором бы так тесно переплетались языческие и христианские традиции наших предков.

В народе 12 святочных дней делили на «святые» (1-я половина) и «страшные» (2-я половина) вечера. В начале Святок принято было ходить друг к другу в гости, дарить подарки, поздравлять, желать друг другу достатка в доме и всем – богатого урожая, устраивать «светские» посиделки, с песнями, шутками, загадками, шарадами, хороводы и катания на санках. nachalo1_1Именно в такие вечера парни и девушки могли не стесняясь друг друга, быть рядом рука об руку. В эти дни устраивалось много смотрин, а после Крещения наступала пора свадеб.

Но самым главным в «святые» вечера было прославление Рождества Христова. Устраивались целые представления на эту тему. Как правило, это были спектакли маленького кукольного театра. А назывался такой переносной театр – вертеп. Ходили по домам и пели особые «христославные» колядки. Рассказывали истории о происшедших с кем-то рождественских чудесах. Всегда в эти весёлые дни люди помнили о тех, кому плохо. Считалось, что на Святки надо обязательно навестить и одарить стариков, сирот, больных, бедных, осуждённых. В городах люди приходили в дома призрения, больницы, сиротские приюты, тюрьмы и остроги. Никто не должен был остаться без внимания в это послерождественские дни. Все получали хотя бы маленькие подарки и гостинцы – кутью, ореховое печенье, сбитень, конфеты, игрушки.

 

«Раз в крещенский вечерок…»

gadanie.1jpgИ всё-таки языческое происхождение праздника всегда давало о себе знать. Считалось, что в это время возвращаются души предков, а по земле свободно разгуливает нечистая сила. А значит, можно вступить в контакт с потусторонним миром и спросить о будущем. Именно с этим связана традиция святочных гаданий, заклинаний. В далёком прошлом это было торжественное таинство, совершаемое жрецами. Как правило, гадали о том, каким будет урожай, это было жизненно важно для всех. И, конечно же, девушки старались узнать о своём будущем «семейном счастье».

Обычаи эти замечательно описаны в русской литературе Жуковским, Пушкиным, Гоголем и многими другими. Каких только способов гадания не было! Парни и девушки выходили на улицу и спрашивали имя у прохожих (парни у женщин - мужское, девушки у мужчин - женское) Считалось, что так и будут звать суженого. Ночью пробирались к воротам запертой церкви и «слушали», если слышался венчальный хор или звон колокольчика – к скорой свадьбе, если заупокойная служба или глухой стук - к смерти. Девушки бросали за ворота башмачок. Куда он покажет носком, оттуда и ждать милого, а если на ворота собственного дома – не выйти девушке замуж в этом году. Всех видов гаданий и не перечислить. Конечно, Церковь осуждала такие обряды. Но наша народная смекалка быстро подсказала «выход». Надо искупаться на Крещение в проруби (которую лучшие деревенские мастера вырубали во льду в виде креста и украшали), или даже просто умыться утренним крещенским снежком, от которого к тому же «будешь и без белил белым, и без румян румяным») – и грех «смывается с человека». Конечно, святочное гадание, носило скорее характер баловства, девичьей забавы, шутовской игры даже в давние времена, а тем более теперь. А тем, кто всёрьёз увлекается попытками узнать своё будущее, возможно, стоит подумать над тем, что говорит Церковь про это:

Патриарх Алексий II: «Если Богу угодно что-то открыть тебе, Он сделает так, что ты сразу поймешь.»

«Православная Церковь принципиально отвергает астрологию, гадание и другие подобные лжепророчества. ...предсказания несут в себе опасность сковывания человеческой воли, направления ее не по пути свободного и осознанного выбора, а в сторону покорности «судьбе».

«Само понятие «судьба» не укоренено в православном богословии. Жизнь человека не предопределена - Господь не ограничивает воли личности, которая сама выбирает направления своего жизненного пути. Любой грех можно оправдать гороскопами, а неделание добра - результатом гаданий».

cterksvyatСвятитель Иоанн Златоуст: «Добровольно не прибегайте к гадателям, но если вас привлекают к этому другие, и тогда не соглашайтесь... Человек всегда желает знать невидимое, особенно желает заранее знать о своих несчастьях, чтобы вследствие неожиданности не впасть в замешательство... Но если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны расположения и милости Божией, и этим приготовите для себя многочисленные бедствия».

Святитель Василий Великий: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами».

Андрей Кураев (из интервью): «Что касается святочных гаданий, так это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу – они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели – в обратном направлении».

 

«Пришла Коляда накануне Рождества!»

kolyadki1Ну  какие же Святки без колядования и ряженых! Само слово Коляда обычно связывают с одной из главных богинь плодородия, праздник которой отмечался во время зимнего солнцестояния. Само колядование – древний ритуал поклонения «коло» (олицетворявшему солнце, круговорот жизни). Впрочем, имя в разных регионах нашей страны могло быть разным (именно по нему можно узнать происхождение той или иной колядки). Так, на Русском Севере пели о Виноградии, в Рязани – о Таусене, в Курске – о Коляде. Обращение к языческим богам всегда было в древних праздничных песнях. Славяне верили, что колядование может принести богатый урожай и благополучие в новом году, отпугнуть нечистую силу. Вот отсюда и пошла традиция хождения по улицам и дворам ряженых. Считалось, что ряженый олицетворяет собой ушедшего предка, который может помочь плодородию.

Что только не придумывали – и шубы наизнанку одевали, и страшные «рыла» и «морды» (свиней, баранов, петухов, собак и прочей живности) надевали. И всегда обязательным «героем» был медведь (к которому с древних времён было в народе особое отношение – его считали прародителем и охранителем рода многие славянские племена).

К ряженым и Церковь, и государство относились неоднозначно, ведь считалось, что негоже человеку надевать «личину», а мужчине или женщине «рядиться» в одежды противоположного пола. Например, Пётр I очень любил эту традицию, как, впрочем, и вообще все праздники, и сам всегда вместе с ряжеными ходил колядовать, и даже приказывал пороть тех, кто не хочет участвовать во всенародных святочных гуляниях. После него были попытки запретить колядование и ряженых. Но императорские указы постоянно и безбоязненно нарушались. В конце концов властям пришлось смириться с народными обычаями. А при советской власти не было прямого запрещения на святочные гуляния, но всё это считалось религиозным мракобесием. Хотя, даже во время существования СССР была жива ещё такая святочная традиция, как баловство и похищение. Например, могли завалить снегом или заколотить вход в дом. Были даже случаи ночных похищений колхозных тракторов, которые с шумом и гамом естественно торжественно возвращались на утро.

Не смогла искоренить святочные народные обряды и Церковь. И хотя многие иерархи высказывались против, основываясь на постановления VI Вселенского собора, призывающие налагать шестилетнюю епитимью (отстранение от причастия) за гадание и определяющие никому не рядиться и не носить масок, в народе нашли «способ примирения» - тем, кто «рядился в личину» на Святки нужно было обязательно окунуться в прорубь на Крещение, чтобы снять грех. Справедливости ради, надо сказать, что таких ряженых предпочитали за порог не пускать и «дарили» через окно или в воротах.

rojdesvyatСовсем по иному выглядели колядовавшие, славящие рождество Христово. В красивой праздничной одежде торжественно шли они по улицам, заходя к каждому. В голове колонны несли Вифлеемскую звезду (или вертеп, который показывал рождественские спектакли). Таких колядовавших с радостью приглашали в дом, одаривали всевозможным сладостями (которые принято было готовить в Сочельник). В колядках участвовать могли «и стар и мал». Но дети и подростки по дворам ходили отдельно от старших. Причём старались зайти в каждый двор и никого не обидеть невниманием. А полученные подарки (сладости, игрушки, мелкие монетки) потом делились на всех поровну. С приходом христианства архаичные колядки стали называть «посевными», а восхваляющие Христа – «христославными». Их легко отличить – если первые больше похожи на прибаутки, частушки, иногда содержащие шутливые угрозы, положенные на простой мотив, то вторые – более напевные и поэтичные, и конечно, в них обязательно говорится о Рождестве. Вот примеры разных колядок.

Посевные

  • ***
  • Коляда, Моляда,
  • Уродилась Коляда!
  • Кто подаст пирога –
  • Тому двор живота!
  • Ещё мелкой скотинки
  • Числа бы вам не знать!
  • А кто ни даст ни копейки –
  • Завалим лазейки.
  • Кто не даст лепёшки –
  • Завалим окошки.
  • Кто не даст пирога –
  • Завалим корову за рога.
  • Кто не даст хлеба –
  • Завалим деда.
  • Кто не даст ветчины –
  • Тем расколем чугуны!
  • ***
  • А дай бог тому,
  • Кто в этом дому!
  • Ему рожь густа.
  • Рожь ужиниста!
  • Ему с колосу осьмина,
  • Из зерна ему коврига,
  • Из полузерна - пирог.
  • Наделил бы вас господа
  • И житьем, и бытьем,
  • И богатством.
  • ***
  • У доброго мужика
  • Родись рожь хороша:
  • Колоском густа,
  • Соломкой пуста!
  • У скупого мужика
  • Родись рожь хороша:
  • Колоском пуста,
  • Соломкой густа!
  • ***
  • Ты, хозяин, не томи,
  • Поскорее подари!
  • А как нынешний мороз
  • Не велит долго стоять,
  • Велит поскорее подавать:
  • Либо из печи пироги,
  • Либо денег пятачок,
  • Либо щей горшок!
  • Подай тебе бог
  • Полный двор животов,
  • И в конюшню - коней,
  • В хлевушку - телят,
  • В избушку – ребят,
  • И в подпечку котят!
  • ***
  • Господин, господа,
  • Господинова жена,
  • Двери отворите
  • И нас одарите!
  • Пирогом, калачём
  • Или чем-нибудь ещё

Детские

  • ***
  • Колядин, колядин,
  • я у батька один,
  • по колена кожушок,
  • дайте, дядька, пирожок!
  • ***
  • Ножки зябнут,
  • Я домой побегу.
  • Кто даст,
  • Тот - князь,
  • Кто не даст -
  • Того в грязь!
  • ***
  • Маленький хлопчик
  • Сел на снопчик,
  • В дудочку играет,
  • Коляду потешает.
  • Щедрик-Петрик,
  • Дай вареник,
  • Ложечку кашки,
  • Кольцо колбаски.
  • Этого мало,
  • Дай кусок сала.
  • Выноси поскорей,
  • Не морозь детей!
  • ***
  • Коляда, Коляда,
  • Накануне Рождества!
  • Тётенька добренька,
  • Пирожка дай сдобненька.
  • Не режь, не ломай,
  • Поскорее подавай,
  • Двоим, троим,
  • Давно стоим,
  • Да не выстоим!
  • Печка-то топится,
  • Пирожка-то хочется!

  • ***
  • Волхвов приючайте,
  • Святое встречайте,
  • Пришло Рождество,
  • Начинаем торжество!
  • С нами звезда идет,
  • Молитву поет...
  • Рождество твое,
  • Христе боже наш!
  • Нова радость стала,
  • Яко в небе хвала,
  • Над вертелом Звезда ясна,
  • Светла воссияла.

 

***

  • Пастушки идут с ягнятками,
  • Перед малым дитятком
  • На колени упали,
  • Христа прославляли:
  • ***
  • Молим, просим, Христе-царь,
  • Небесный государь,
  • Даруй жизнь счастливую
  • Всему люду доброму.
  • ***
  • Народился наш спаситель,
  • Всего мира искупитель.
  • Пойте, воспойте
  • Лики во веки
  • Торжествуйте, ликуйте,
  • Воспевайте, играйте!
  • Отец будущего века
  • Пришел спасти человека!

 

 

Дни семейного единения.

  • svyatki2Так как же можно провести эти замечательные дни, которые Достоевский называл временем «семейного единения», любви и милосердия? Да многие традиции позабыты. Но не утрачены! И при желании Святки могут стать для всей семьи одним из самых незабываемых праздников в году. Ведь можно не просто ходить друг к другу в гости. Почему бы не устроить вместе с детьми маленький спектакль о рождественском чуде? Или, например, можно придумывать необыкновенные истории всем вместе, когда один начинает, а другой продолжает рассказывать. Загадывайте загадки, играйте в шарады.
  • Есть возможность выехать за город? Устройте массовое катание с горок (не важно какие – подойдут и санки, и лыжи, и пластиковые доски, и простые картонки, и шины). Стесняетесь сами ходить колядовать, расскажите об этом обряде детям. Научите их разным стишкам и песенкам, а уж они потом ещё сами сумеют многое сочинить на ходу. Придумайте костюмы – просто нарядно оденьте, достаньте прабабушкины цветастые платки, украсьте одежду снятой новогодней мишурой, купите, а лучше сами сделайте маски вместе с детьми. И когда они, радостные и возбуждённые, придут домой с подарками, то будут благодарны вам за то, что вы помогли им устроить праздник для самих себя.
  • Непривычно? Конечно. Тем более, что для этого придётся встать с дивана и отойти от телевизора. Но подумайте – ведь это никуда не денется, а вот праздничные дни уйдут безвозвратно и нечего будет о них вспомнить. А если стараться возрождать добрые традиции, то со временем все привыкнут, а некоторые даже начнут в этом принимать активное участие. Или хотя бы просто ждать, когда на Святки в дверь раздастся робкий звонок, потом послышится «громкий» шёпот («Тихо! Тихо вы!»), и когда откроется дверь то толпа весёлых, толкающихся ребятишек недружно «грянет» славословие хозяевам дома. Ну а если вы с ребёнком вместе своими руками сделаете маленькие подарки или испечёте что-нибудь вкусное и отправитесь поздравить с праздником всех соседских детишек, или одинокого тихого старика-соседа, или вечно ворчащую на лавочке у подъезда бабушку, - поверьте, это будет лучший урок доброты и милосердия, который вы можете дать детям. И его они усвоят на всю жизнь!

Подготовила Екатерина Антонова, г. Воронеж

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

pomosh-detyam

detstvo