Вопросы специалистам
Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com

Абиев Захар Ахмедович - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт

Мамины Руки

Абиев Захар Ахмедович  - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт Абиев Захар Ахмедович  - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт

Петренко Анна Николаевна - консультант по грудному вскармливанию

Мамины Руки

Петренко Анна Николаевна  - консультант по грудному вскармливанию Петренко Анна Николаевна  - консультант по грудному вскармливанию

Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат

Мамины Руки

Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат

Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации - "песочная"терапия.

Мамины Руки

Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации - Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации -

Мануковская Екатерина Владимировна - психолог

Мамины Руки

Мануковская Екатерина Владимировна - психолог Мануковская Екатерина Владимировна - психолог

Гусева Лариса Олеговна - педагог

Мамины Руки

Гусева Лариса Олеговна - педагог Гусева Лариса Олеговна - педагог

Козельская Елена Владимировна – юрист

Мамины Руки

Козельская Елена Владимировна – юрист Козельская Елена Владимировна – юрист

Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог

Мамины Руки

Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог

Ижогина Юлия Николаевна - логопед

Мамины Руки

Ижогина Юлия Николаевна - логопед Ижогина Юлия Николаевна - логопед

Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт

Мамины Руки

Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт

radyga

Крещение Господне

kresh images19 января Православная Церковь отмечает один из великих двунадесятых праздников – Крещение Господне. Иное его название – Богоявление (древнее название – «Теофания» или «Епифания» - явление). Ещё он называется «праздник Светов» или просто «Светы», ведь именно в этот день Спаситель пришёл, чтобы «явить миру Свет Неприступный». В годы гонений на первых христиан Рождество и Крещение часто совмещали и праздновали в один день. Как первому, так и второму предшествует строгий пост накануне - Рождественское и Крещенское Навечерие (или Сочельник). Эти два великих праздника составляют и сейчас единое торжество, соединённое Святками.

 

Что же такое Богоявление?

kreshxodТак или иначе, большинство из нас не проходят мимо этого события. Кто-то просто накрывает праздничный стол, кто-то считает своим долгом отстоять всенощную службу или просто посещает храм, чтобы исповедаться и причаститься, кто-то считает главным непременное купание в проруби или купели после полуночи, кто-то же просто идёт в ближайшую церковь за святой водой. Но в чём смысл этого события, которое Церковь празднует как Богоявление?

Очень много можно почерпнуть в дошедших до нас беседах, наставлениях и проповедях знаменитого святителя Иоанна Златоуста. Его слова и в наше время помогают понять значение Крещения Господня для всех верующих.

«Многие празднуют праздники и названия им знают, но повода, по которому они установлены, не знают. Так, о том, что настоящий праздник называется Богоявлением, все знают, а какое это - Богоявление, и одно ли оно или два, этого не знают. А это постыдно - каждый год праздновать праздник и не знать его повода.

Поэтому, прежде всего, необходимо сказать, что не одно Богоявление, но два: одно настоящее, которое уже произошло, а другое будущее, которое произойдет со славой при кончине мира…»

kresh«Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Господь родился, а тот, в который Он крестился? Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод. Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников. Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу».

Предания так говорят об этом событии. В год, когда Иисусу исполнилось 30 лет, настало время, когда он должен был явить себя людям. Но прежде, согласно пророчеству, появился тот, кто вышел к народу с проповедью покаяния и крещения – Иоанн Предтеча. Множество людей приходили к нему на Иордан, чтобы исповедаться и креститься водою. И часто именно его принимали за долгожданного Мессию. Предтеча же говорил: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». В обычный день на Иордан пришёл Иисус. Сам Иоанн не сразу узнал его, считая, что мессия должен выглядеть по-царски, а Христос был одет в простые одежды и выглядел как обычный человек, и пришёл он креститься наравне со всеми. Узнав же в нём Сына Божия, Иоанн, считая себя недостойным, хотел сам креститься от него. На что Иисус ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

kresh.7Часто именно крещение Спасителя вызывает недоумённый вопрос: Какой смысл был в нём для Христа, если по природе своей он непорочен и безгрешен? И снова обратимся к Иоанну Златоусту, так объясняющему это:

« Для чего же Он крестился, если сделал это ни для покаяния, ни для отпущения грехов, ни для получения дара Духа?.. Какую же причину этого крещения высказал Иоанн? Ту, чтобы Христос стал известным народу… Если бы Иоанн подходил к дому каждого и, держа Христа, говорил: "Он есть Сын Божий", то такое свидетельство было бы подозрительно, и это дело было бы весьма затруднительно; также, если бы он, взяв Христа, вошел в синагогу…, то и это опять сделало бы свидетельство его подозрительным; но когда весь народ стекался из всех городов к Иордану и оставался на берегах реки, когда и Сам Он пришел креститься и получил свидетельство свыше гласом Отца и наитием Духа в виде голубя, то свидетельство о Нем Иоанна сделалось несомненным».

Иоанн Златоуст говорит и о том, что Предтечу могли заподозрить в предвзятом отношении к Иисусу, так как они были связаны родственными узами. Но на Иордане множество людей стали свидетелями того, как Дух Святой снизошёл на Сына Божия, чтобы «показать проповеданного и наитием Своим, как бы перстом, указал Его всем».

Но всё же главный смысл крещения Сына Божия не в этом. И на это обращает внимание Иоанн Златоуст в своих беседах.

«Что же значит: "исполнити всяку правду"? Правдою называется исполнение всех заповедей... Так как исполнять эту правду должны были все люди, но никто из них не соблюл, не исполнил ее, то приходит Христос и исполняет эту правду.

А какая, скажет кто-нибудь, правда в том, чтобы креститься? Повиновение пророку было правдой. Как Христос обрезался, принес жертву, хранил субботы и соблюдал иудейские праздники, так присоединил и это остальное, повиновался крестившему пророку. Воля Божия была, чтобы тогда все крестились… Итак, если повиновение Богу составляет правду, а Бог послал Иоанна, чтобы крестить народ, то Христос со всеми другими заповедями исполнил и эту».

«… Он не сказал: "нам должно сделать то и то", но "исполнити всяку правду". "Мне, Владыке имеющему, - говорит Он, - надлежит уплатить за неимеющих". Такова причина Его крещения, чтобы видели, что Он исполнил весь закон... Поэтому и Дух нисшел в голубя; ибо где - примирение с Богом, там и голубь. Так и в ковчег Ноев голубь принес масличную ветвь - знак человеколюбия krestБожия и прекращения потопа, и теперь в виде голубя… нисшел Дух, возвещая вселенной милость Божию… Но тот ковчег, по прекращении потопа, остался на земле, а этот ковчег, по прекращении гнева, взят на небо, и ныне это Непорочное и Нетленное Тело находится одесную Отца».

Великое чудо открыло всем, бывшим в ту пору на Иордане истину. - И услышан был глас Божий, возвестивший: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое Благоволение» (Мф.3.7) Событие это стало откровением о полноте и единстве Божества, явившему себя в лицах Святой Троицы: Отца, гласом с небес засвидетельствовавшего о Сыне, Сына принявшего крещение, и Духа Святого, сошедшего на Сына в виде голубя. Поэтому Крещение Господне – это еще и событие Богоявления. Это и начало служения Христа.

 

Празднование

kresh.4Крещение Церковь празднует ещё со времён первых апостолов. Навечерие Господне (Крещенский Сочельник) – 18 января – день строго поста. В этот день готовили специальную еду – сочиво – медовые оладьи, блины, каши на воде, пекли ягодные сочни. Обязательным блюдом на столе была кутья – из риса, мёда и изюма.

В этот день, также как и в день самого праздника, во всех церквях совершается Великое водоосвящение по особому Иорданскому чину (малое совершается постоянно в течение года). Эта традиция ведёт начало ещё от kreshen-shmelИерусалимской Церкви, когда первые христиане выходили к Иордану и в память о крещении Спасителя совершали водосвятие. В Византии существовал обычай в ночь зажигать на перекрёстках, площадях и во всех дворах праздничные костры и факелы. В Греции и Болгарии священник в море или реку бросает крест, а доставший его получает вознаграждение. На Руси праздник Богоявления всегда отмечали очень торжественно. Иван Шмелёв в своей книге «Лето Господне» пишет, что в этот день повсюду «мелком-снежком» ставили кресты – на домах, коровниках, сараях. В ночь все верующие шли в храмы, где проходило всенощное бдение, состоящее из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. Утром во всех городах и деревнях обязательно совершали Крёстный ход на «иордань» - крестообразную прорубь, сделанную и украшенную в последние святочные дни. Также отмечает Православная Церковь этот праздник и сейчас.

 

Великая Агиасма

svuatvОб удивительных свойствах воды люди знали давно. У русского народа с крещенской водой связаны особые приметы и поверья. Так, считалось, что если умыться в праздничное утро снегом, станешь «и румяней, и белее». А женщины в деревнях специально собирали такой снег, чтобы отбелить холсты. Бытует и мнение, что если на Крещение искупаться в проруби, то «смоешь все грехи». И конечно, находились смельчаки, которые троекратно окунались в неё головой. Но такие поверья и обычаи носят скорее языческий характер. Кстати, надо заметить, сами священнослужители говорят, что совсем не обязательно купаться в ледяной воде, каждый должен ориентироваться в этом вопросе на собственные силы и состояние здоровья.kresh.9 Если же это делать без веры, то в лучшем случае такое купание станет закаливающей процедурой. Но если нырнуть в прорубь решится не каждый, то за крещенской водой выстраиваются длинные очереди. Её берут в праздник в храме после Великого Водосвятия и бережно хранят в течение всего года. Как правило, в Красном углу, рядом с иконами. Конечно, такое отношение к ней возникло не на пустом месте. Но почему же вода, освящённая в этот день становится Великой Агиасмой - то есть, святыней? Церковь объясняет это тем, что когда Христос вошёл в Иордан, произошло соединение Небесного и земного - Богочеловека и материи (воды). Своим крещением Спаситель освятил её. И когда каждый год на праздничном богослужении в память об этом событии совершается Великое Водосвятие, вода вновь становится чистой и нетленной, источником и svuatv1дарительницей жизни. В этот день не только в храмах, но и во всех водоёмах она становится чудодейственной. Даже простая вода, набранная из-под крана, будет стоять в течение года и дольше, оставаясь чистой и свежей на вкус. Рациональному объяснению это не поддаётся. Сколько ни пытались в своё время связать это чудо с «антибактериальным» действием серебра крестов и богослужебных сосудов, но пришлось признать, что городской водопровод освятить какими-нибудь катионами-анионами-ионами серебра вряд ли возможно. Да и наши предки не имели возможности преобразить с помощью драгоценных металлов воду во всех источниках, реках и озёрах.

Крещенская вода действительно благодатна. Она может успокоить неуёмный плач ребёнка, ею кропят еду, жилище, постель больного, её принимают внутрь, ею умываются, немного крещенской воды, добавленной в обычную воду, освящает её. Но надо помнить, что помогает она только в том случае, если человек относится к ней с глубокой верой. kresh.1Внутрь крещенская вода принимается утром натощак, как и причастие. Но при необходимости можно её принимать в любое время дня и ночи. Перед этим надо произнести молитву: «Во имя Отца, и Cына, и Святого Духа!» и испросить благословения у Господа. Также не стоит ругаться, ссориться и даже просто думать о ком-то или чём-то плохо, стоя в очереди за крещенской водой. От этого она может потерять свои чудодейственные свойства. А если всё же случится так, что человек не сдержался, он обязательно должен попросить прощения. К сожалению, бытует мнение, что вода, освящённая в Сочельник и на Богоявление – разная. Священнослужители предостерегают от этого суеверия, потому что и 18, и 19 января вода освящается особым чином в память Крещения Иисуса в водах Иордана.

Подготовила Екатерина Антонова, г. Воронеж

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

pomosh-detyam

detstvo