Вопросы специалистам
Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com

Абиев Захар Ахмедович - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт

Мамины Руки

Абиев Захар Ахмедович  - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт Абиев Захар Ахмедович  - директор Центра «Медиом-Дар», народный целитель, биоэнерготерапевт

Петренко Анна Николаевна - консультант по грудному вскармливанию

Мамины Руки

Петренко Анна Николаевна  - консультант по грудному вскармливанию Петренко Анна Николаевна  - консультант по грудному вскармливанию

Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат

Мамины Руки

Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат Эмих Елена Владимировна - невролог, гомеопат

Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации - "песочная"терапия.

Мамины Руки

Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации - Лукашова Ирина - гештальт-терапевт. Специализации -

Мануковская Екатерина Владимировна - психолог

Мамины Руки

Мануковская Екатерина Владимировна - психолог Мануковская Екатерина Владимировна - психолог

Гусева Лариса Олеговна - педагог

Мамины Руки

Гусева Лариса Олеговна - педагог Гусева Лариса Олеговна - педагог

Козельская Елена Владимировна – юрист

Мамины Руки

Козельская Елена Владимировна – юрист Козельская Елена Владимировна – юрист

Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог

Мамины Руки

Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог Попова Валерия Вячеславовна - педагог-психолог

Ижогина Юлия Николаевна - логопед

Мамины Руки

Ижогина Юлия Николаевна - логопед Ижогина Юлия Николаевна - логопед

Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт

Мамины Руки

Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт Попова Надежда Владимировна - лечащий педагог и социальный терапевт

radyga

Масленица идёт, блин да мёд несёт!

maslenicaМасленица – один из самых древних праздников, который отмечался ещё до принятия христианства народами всей Европы. Он связан с культом солнца и с годовым циклом солнечного календаря. Всего таких солярных праздников было 4, они приурочены к зимнему и летнему солнцестоянию, а также к весеннему и осеннему равноденствию. Это были знаковые события в жизни земледельческих народов Европы. В народном сознании день весеннего равноденствия связывался с проводами зимы и встречей весны.

 

Языческая Комоедица.

komoedИменно с марта у многих славянских племён, а потом и у русского народа начинался Новый год (вплоть до 1492 года). Языческий праздник отмечали в течении 2-х недель - начинался он за неделю до весеннего равноденствия (20-21 марта), а заканчивался через неделю после него. Вслед за праздничными гуляниями наступало время подготовки к весенним земледельческим работам.

Именно весну наши предки считали началом новой жизни. А солнце почиталось как божество, дарующее свет и тепло всему живому на земле. После весеннего равноденствия день становился длиннее ночи, солнце-Ярило растапливало снега, просыпалась природа от зимнего сна и Весна вступала в свои права. Вплоть до XVI века двухнедельное празднество проводов зимы и встречи весны называлось в народе Комоедица. Возможно, оно связано с одним из древнеславянских имён медведя - Ком, который почитался на Руси. Именно ему и приносили жертву в виде пресной лепёшки (блины, сделанные на закваске, появились позже – в конце 1-го тысячелетия). Круглая, жёлтая и горячая – она олицетворяла собой солнце. Так задабривали великого Медвежьего зверя, символ силы природы, которая так много значила в сознании наши предков. Есть версия, что комами называли духов живущих в кронах и дуплах деревьев. И тогда жертвенные лепёшки предназначались им, а практический смысл был в том, чтобы привлечь птиц, несущих на крыльях весну. Отсюда и пошла поговорка: «Первый блин комам». Как забавно она видоизменилась со временем! К празднованию древней Комоедицы были приурочены многие магические обряды, которые перемежались весёлыми гуляниями, игрищами и пирами.

Сейчас сложно в подробностях восстановить, как наши предки отмечали Комоедицу. Но некоторые традиции и обычаи сохранились до наших дней. Главное действо разворачивалось вокруг изгнания (сжигания, утопления, распиливания) Зимы, воплощённой в образе Мары (Морены, Моравы, Костромы, «старой бабы»), которая противопоставлялась Весне. Это празднование победы дня над ночью, тепла над холодом и света над тьмой.

 

Светский и церковный праздник

masl5Так почему же древнеславянская Комоедица стала называться Масленицей и когда это произошло? Оставив безуспешные попытки бороться с тысячелетними традициями, православная Церковь в XVI веке признала этот праздник. Кстати, таких праздников всего два – Масленица и день Ивана Купалы, связанный с летним солнцестоянием. Правда, в отличие от славянской Комоедицы, связанной с весенним равноденствием и отмечающейся в определённые дни, Масленица была строго привязана к Великому посту. И это решение вполне понятно, потому что массовые гуляния могли попасть на дни строгого поста, время которого изменялось каждый год. А это было недопустимо. И тогда Масленица стала отмечаться за неделю до начала Великого поста. Продолжительность празднования сократилась до одной недели, а постепенно было забыто и старое название, и его связь с годовым солнечным циклом. Новый, уже церковный, праздник стал называться «мясопустной» или «сырной» седмицей (потому что уже было нельзя есть мясную пищу, но были разрешены яйца, рыба, молочные продукты и сливочное масло). Вот от названия продукта, которым обильно сдабривали блюда в эти дни и появилось народное название праздника – Масленица. Она стала одной из трёх недель, предшествующих Великому посту. Сначала идёт «всеедная неделя», когда можно есть всё и нет постных дней. Затем «рябая» неделя, когда чередуются постные и обычные дни. И наконец «мясопустная» неделя, начинающаяся за 8 недель перед Пасхой. В последнее воскресение «рябой» недели начиналось «мясное заговенье», когда последний раз можно было есть мясную пищу. В сознании многих именно с этого воскресного пира и начиналось празднование Масленицы.

Что выше неба, что шире Масленицы!

Замечательный русский фольклорист и этнограф Александр Николаевич Афанасьев так поэтично описывал некоторые масленичные обычаи и гуляния середины ХIХ столетия.

masl1

«В великорусских губерниях торжество Живы и гибель Моравы чествуется возжением праздничных огней на масленицу. Так как неделя эта сходится с началом весны и так как следующий за ней пост должен был вызвать особо строгие церковные запрещения, направленные против языческого культа, то неудивительно, что во всей Европе Масленица (карнавал) получила значение самого разгульного празднества, посвящённого проводам Зимы и встрече Лета… Возили во время Масленицы дерево, украшенное бубенчиками и разноцветными лоскутьями, или деревянную куклу. В некоторых деревнях и доныне возят пьяного мужика, обязанного представлять Масленицу; для этого запрягают в сани или повозку лошадей десять и более гуськом, и на каждую лошадь сажают по вершнику, с кнутом или метлой в руках; везде, где только можно привешивают маленькие колокольчики и погремушки; сани или повозку убирают вениками, мужику-Масленице дают в руки штоф с водкой и чарку и сверх того ставят подле него бочонок с пивом и короб со съестными припасами. В Сибири устраивают на нескольких санях корабль, на котором сажают медведя и Масленицу, и возят по улицам, в сопровождении песенников. Дерево, корабль и медведь – всё это эмблемы весенней природы и её творческих плодоносных сил; звуки колокольчиков и бубенчиков – знамения грозовой музыки; метла, веник и кнут – вихрей и молний; пиво и вино – всё оживляющего дождя. В таком обрядовом поезде празднуется пришествие (возврат) благодатной Весны. Наряду с этим совершаются и другие обряды, указывающие на борьбу Весны с зимой и на поражение последней. В разных губерниях…строят на реках, прудах и в полях снежный город с башнями и воротами – царство Зимы (демона-Вритры), долженствующее пасть под ударами Перуна; участвующие в игре вооружаются палками и мётлами и разделяются на две стороны: одна защищает город, а другая нападает на него и, после упорной, более или менее продолжительной схватки, врывается в ворота и разрушает укрепления; воеводу взятого с боя и разрушенного города купали в проруби. Вечером в воскресенье…поселяне выносят из своих дворов по снопу соломы и, сложивши их на окраине деревни, сжигают при радостных криках и песнях собравшегося народа, – каковой обряд называется сожжением Масленицы.

masl4Иногда пуки соломы навязывают на шест, расставляют по дороге и палят после солнечного заката, а иногда заменяют их дегтярными бочками. Существует ещё обычай сжигать на Прощёное воскресенье ледяную горку, для чего собирают по дворам хворост, щепки, худые кадки, складывают всё это на ледяной горе и затем разводят костёр, служащий символическим знамением весеннего солнца, яркие лучи которого растапливают снежные покровы зимы…Одновременно с пробуждением природы от зимнего сна (омертвения), пробуждаются к жизни и души усопших…поэтому праздник весны был вместе и праздником усопших предков, обычной порой сношений с ними, посещения кладбищ и поминок. До сих пор на Масленицу бегают по улицам ряженые, что знаменует появление освободившихся из загробного царства стихийных духов- оборотней, и во всех домах приготовляются блины, исстари составлявшие необходимую принадлежность всякого поминального пиршества.»

Распространена была такая ритуальная игра, как «побудки». Она заключалась в том, чтобы символически «разбудить медведя» от зимней спячки. Для этого за околицей делали яму, в которой прятался ряженый в медведя мужчина. Её закидывали ветками, соломой, делая подобие медвежьей берлоги. Собиралась толпа, в основном состоявшая из молодёжи, и с криками, песнями, музыкой и свистом отправлялась на «побудки» к яме. Возле «берлоги» шум становился ещё больше, кидали в неё ветки, камешки – вобщем, делали всё чтобы «разбудить медведя». Со страшным рыком ряженый вылезал наконец-то из логова, вызывая ликующие крики. Толпа с визгом и смехом разбегалась, а «медведь» начинал гоняться за всеми. Потом ему подносилось символическое угощение. Так в сознании наших предков разбуженный лесной житель символизировал весеннее пробуждение природы от зимнего сна.

 

Масленица семь дней гуляет.

masl3Традиционно в народе Масленица делится на две части – Узкая (до среды) и Широкая (с четверга по воскресенье). Если в первые дни праздника ещё можно было справлять какую-то работу по дому и по хозяйству, то с четверга всё это строго запрещались. Недаром в народе есть поговорка: «Не жизнь, а Масленица!» - то есть время, когда ничего не надо делать, кроме как гулять, веселиться и, конечно, есть до отвала. Считалось, что тот, кто плохо погуляет на Масленицу, у того и весь год будет невезение. Не оттуда ли пошло мнение, что как новый год встретишь, так его и проведёшь? – Ведь масленичные гуляния совпадали с началом года в давние времена. Ещё были и такие поговорки: Масленица объедуха, деньги приберуха; Хоть с себя все заложить, а Масляну проводить! До сих пор бытует убеждение, что "не потешить на широкую Масленицу - значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить". Нет больше такого праздника, когда ещё было бы принято "есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду".

Издавна сложились в народе традиции и обычаи празднования для каждого дня Масленицы.

Узкая Масленица (с воскресенье по среду)

Воскресенье – Зачин – мясное заговенье.

Приготовления начинались уже с утра, праздничный обед постепенно перерастал в ужин. Основным блюдом было, конечно, мясо, которое с понедельника есть уже запрещалось. Готовили и мясные пироги-расстегаи, и пирожки, жарили гусей, делали курники. Конечно, была и сладкая, и сдобная выпечка – яблочные пироги, пряники, и обязательно оладьи и блины. Продукты в такой день не экономил никто, из закромов доставались все припасы. Тесть звал зятя «доедать барана» - так шутливо называли повод встретиться. А вечером все ходили друг к другу в гости поздравлять с началом праздника.

Понедельник – Встреча.

yahooeu_ru_12В это день встречали Чистую Масленицу. Детишки начинали строить снежные горы, устраивали бои и кричали: «Масленица приехала, Масленица приехала!» Часто перед этим говорили, например, такую скороговорку: "Звал-позывал чистый семик Широкую Масленицу к себе в гости на двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться".

Свёкор со свекровью отправляли невестку к отцу и матери, а вечером и сами приходили в гости, а за столом обсуждали, когда и кто к кому на праздничной недели придёт, как гулять и проводить время будут.

В этот день уже строили ледяные горки, делали качели, устраивались балаганы со скоморошными представлениями. Многие начинали печь блины, при этом первый блин отдавался нищим «на помин души» усопших родных, или его клали на слуховое окно, приговаривая: "честные наши родители, вот для вашей души блинок". (Помните, «первый блин - комам»?) А опара на блины готовилась каждой хозяйкой по особым обрядам. Кто-то делал её из растопленного снега, когда выйдет месяц, при этом говорили: "Месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару" Такие блины должны были получиться белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером, когда появлялись звёзды, готовить опару на водоём. Само приготовление держалось в строгой тайне от посторонних взглядов. Часто, если молодожёны встречали свои первую Масленицу, тёщи приходили в этот день в дом зятя, чтобы поучить своих дочек печь блины и вообще поучить молодых уму-разуму. Такое приглашение было очень почётно. Зять посылал в дом тёщи кадушку масла и мешок муки, а та в ответ передавала специальную посуду для блинов: кадку, таган, сковороду и половник.

masl2Вторник – Заигрыши.

С этого дня собственно и начиналось гуляние. Более богатые хозяева строили во дворе горки и приглашали молодёжь через «позываток», которые специально ходили от дома к дому и зазывали парней и девушек в гости. Их встречали блинами и вином, через них передавали пожелания добра пригласившему хозяину со всеми домочадцами. Был в этих приглашениях и другой смысл – так можно было проверить, стоит ли свататься к той или иной девушке. «У нас состроены у самих горы и гости прошены», - такой отказ говорил о том, что сватов от приглашающих не ждут в этом доме. А между родственниками принято было ходить в этот день в гости по старшинству – молодые первыми должны были навестить пожилых.

Среда – Лакомка.

Очень хлопотный был этот день для тёщ. Ведь именно на Лакомку ходили зятья «к тёще на блины». А чтобы не обидеть зятя (а в старые времена их могло быть и пять, и десять), тёще приходилось звать и его родных, всех привечать-угощать, - да так, чтобы никто в обиде не остался. А вечером пели шутливые песни о том, как ходил зятёк к тёще на блинок.

tesha

  • Теща для зятя пирог испекла,
  • Соли, муки на четыре рубля,
  • Сахару, изюму на восемь рублей,
  • Стал тот пирог на двенадцать рублей.
  • Осудили пирог - семерым не съесть,
  • Зятюшка сел, за присест пирог съел.
  • Он ел и хвалил: - Ох, кто его чинил.
  • Тещенька по сенюшкам похаживала,
  • Косо на зятюшку поглядывала.
  • - Ох, что ж тебя, зятюшка, не разорвало.
  • - Разорви того, кто чинил-то его,
  • Да кто пек, да чинил.
  • А я ел да хвалил!

Говорили, что гости на Лакомку должны были есть столько, «сколько собака хвостом махнёт», то есть до упаду.

 

Широкая Масленица.

Название этой части праздника говорит само за себя. Именно с ней у всех нас связано представление о безудержном веселье, с которым наши предки встречали и провожали Масленицу. С.В. Максимов в «Очерках народного быта так описывал эти дни: "Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка..." Из года в год в течение веков складывались праздничные народные традиции.

Катание с гор.

masl7«Катальная потеха» в давние времена имела некий мистический смысл. Так, например, устраивались «девичьи съезды», когда отдельно от мужчин катались с песнями с горок пожилые и молодые женщины. Считалось, что чем выше горка, и чем дальше смогут скатиться с неё, тем более долгими и высокими уродятся конопля и лён – традиционное сырьё для истинно женского занятия – прядения и ткачества. Конечно, это были отголоски магических обрядов языческой Комоедицы. Со временем катание стало просто весёлой забавой. Зато техника не стояла на месте и постоянно совершенствовалась. Особенно в городах, где богатые люди просто устраивали соревнования, чья горка выше. (Конечно, не просто так, и не только для престижа, но и потому, что рядом с горой всегда стояли павильоны и лотки, где шла бойкая торговля блинами, пирогами, сладостями, чаем, сбитнем и горячительными напитками «для смелости», - а это приносило немалый доход.) Так в Петербурге была гора высотой 26 метров (с девятиэтажный дом!) Горки украшали флагами, еловыми ветками, стали делать спуск, огражденный бортами. Катались уже не только на «пятой точке» на рогожке, по одному и по несколько человек гуськом, после чего и штаны могли быть разорваны в клочья, и травмы можно было получить. Появились санки, похожие на ладьи, украшенные и обитые изнутри для мягкости. Находились удальцы, которые могли скатиться с горки на коньках и даже просто без них.

Снежные городки.

Эта забава больше была распространена в маленьких городах и деревнях, где не было театрализованных балаганных представлений. А вот взятие снежной крепости само по себе было уже целым спектаклем. Все от мала до велика возводили стены из снега, да так искусно, что архитекторы могли бы позавидовать. Потом делились на две партии, между которыми разворачивалась настоящая «военная баталия». Осаждавшие часто представляли пешие и конные полки, от которых защитники крепости оборонялись снежками, мётлами, хворостинами. А награда победителям могла быть разной – первому удалому вояке, ворвавшемуся в «город» могли разрешить перецеловать всех девушек, а могли и искупать в проруби, или и то и другое. И конечно потом всем предлагалось угощение, а победителю – подарок. А разрушение стен из снега и льда символизировало победу над последним оплотом зимы.

gorodokgorodok1

Кулачные бои.

boyЗа эту масленичную потеху нередко расплачивались не только разбитыми носами, разодранными в клочья портками и рубахами, но и более серьёзными травмами. Бои были трёх видов – один на один, стенка на стенку и «свалка». Нередко вполне культурно начавшийся кулачный бой заканчивался всеобщей повальной дракой, когда уже никто не разбирал, где свой, где чужой к живой куче барахтающихся людей. Ни в чём не знала удержу русская душа!

 

Катание на санях.

Это пожалуй самая красивая и любимая традиция. Участвовали в ней все, кроме грудных детей и стариков, которые не слезали с печи. koniКто не катался сам, обязательно шёл смотреть на катание. И зрелище стоило того.  Кони, украшенные лентами и цветами из бумаги, расписные сани, покрытые коврами и шкурами, нарядные женщины и девушки, звон колокольчиков и бубенцов, наигрыши гармоники, детишки, выводящие незатейливые мелодии на глиняных свистульках. Катались на тройках и верхом, наперегонки и просто так, под песни и музыку, с шутками и поцелуями на морозном ветру.

 

Театральные представления.

Это развлечение широко было распространено в городах, где более «почётная публика» могла по достоинству оценить актёрское мастерство. Публику развлекали акробаты, жонглёры, дрессированные медведи, ставились спектакли китайского театра теней. Особый интерес представляли «живые картины», которые ставили балаганщики, чутко улавливая новые запросы зрителей – могли сыграть спектакль на тему славных военных побед или же по новой картине популярного художника. В деревнях чаще всего развлекал непритязательного зрителя любимый народный герой Петрушка, который, конечно, выходил удалым победителем из всех передряг с многочисленными врагами. Зато и публика была более благодарной – каждый день в балаганчике был аншлаг, а одна и та же простенькая сценка вызывала искренний восторг и срывала овации.

masl6Многие масленичные обряды и традиции связаны с семейными отношениями. Поэтому именно в эти дни особое внимание уделялось молодожёнам. Им могли устроить своеобразные смотрины: катали в санях по селу, могли остановить на улице и засыпать снегом, заставить целоваться на глазах у всех. В зависимости от того, насколько щедро было угощение и подарки зятьям и тёщам, невесткам и золовкам, какое внимание и почёт они оказывали друг другу, можно было судить о том, как складываются отношения в семье. А сколько свадеб игралось после Великого поста! Ведь именно на Масленицу могли более близко познакомиться молодые и их родители. Любовная тема звучит и в обычае «наказания» тех, кто не вступил в брак в минувшем году. Их особо отмечали «колодкой» в виде ветки, ленты, привязанной к ноге, с которой те должны были ходить какое-то время. Откупиться от неё можно было щедрым угощением или деньгами. После этого волей-неволей многие всерьёз задумывались о том, что пора заканчивать с вольной холостяцкой жизнью.

Итак, праздник продолжался и Масленица наконец вступала в полные права.

Четверг – Разгул (Разгульный четверток).

С этого дня прекращалась всякая работа и начиналось самое широкое народное гуляние. «Масленица-пышка на улицу вышла, на гору катиться, с ребятами драться! Ребята - дураки, нажимали кулаки. Нажимали кулаки все на Масленицы на боки!» - такие частушки распевали на улице гуляющие. В этот день нарядные детишки ходили колядовать по дворам и собирать угощение. При этом многие наигрывали в птичьи трели в глиняные свистульки, даже не подозревая о том, что повторяют некогда магический обряд – имитируя птичьи голоса наши далёкие предки зазывали Весну-Красну.

zolovkaПятница – Тёщины вечерни.

Если в среду туговато приходилось тёщам, то в пятницу приятные заботы ожидали зятьёв. Ещё с вечера они должны были лично пригласить тёщеньку на праздничный обед с блинами и сладостями. И чем почётнее было приглашение, тем большее уважение показывали зятья. А поутру в пятницу прислали «позываток» к любимой маме жены, а заодно звали и всю её родню – чем больше гостей, тем больше почёта и уважения. Оттуда и пошла поговорка, что «зять у тёщи – любимый сынок».

Суббота – Золовкины посиделки.

В этот день молодые жены устраивали некоторое подобие девичника. А правила были таковы – если золовки (сестры мужа) были ещё не замужем, то невестка на посиделки приглашала своих незамужних подруг, а если те были замужние женщины, то приглашённую родню невестка сама должна была развозить в гости по домам золовок. И всех она одаривала подарками в этот день.

Воскресенье – Прощёный день.

provoskrОсновное действо народного гуляния в этот день разворачивалось вокруг проводов Масленицы. Вопреки установившейся современной традиции, не всегда и не везде у славянских народов было принято сжигать (топить, разрывать на части) чучело, олицетворявшее Зиму. И не удивительно! Ведь зима снова вернётся, и пусть это суровое, но такое необходимое время года, - а значит, и относиться к ней надо с уважением. Делали и наряжали Масленицу всем миром, и каждый должен был что-то принести для чучела – тряпицу, пучок соломы, веточку. С ней катались на санях с горок, вокруг неё водили хороводы, ей посвящали песни. У детишек были свои маленькие куколки из соломы и прутиков, с которыми они играли всю неделю. Если чучело сжигали, то пепел и оставшуюся солому развеивали по полю – так напоследок просили Зиму о богатом урожае.

Иногда Масленицу изображала нарядная красивая девушка или женщина, иногда старуха или старик в рваной одежде. Их возили ряженые с почестями по селу, а потом вывозили за околицу и там с песнями и криками высаживали, а то и вываливали, в снег – «проводили Масленицу!».

Но повсеместным обязательным обрядом были костры. И снова можно увидеть в этом отголоски древнеславянского нового года. Ведь костры эти были необычны – дровами служил разный хлам и ненужные вещи старого года – солома, щепки, лапти, бороны, кошели, веники, бочки, которые предварительно собирали (а иногда и специально крали) дети и молодёжь по всей деревне. (Ну чем не пресловутый итальянский новый год, когда из окна может вылететь телевизор, вслед за тумбочкой, и старый компьютер вслед за креслом!) В России на таком костре могли символически сжечь и скоромную пищу (блины, масло), лили в него молоко. Такой ритуал как бы говорил о готовности к строгим дням Великого поста. На костре могли сжечь и колесо, надетое на жердь и символизирующее солнце.

Но после весёлых проводов Зимы наступало время для самого главного, что должен был сделать каждый человек в этот день – попросить прощения у всех. Именно в этом светлом обычае соединялись народная и церковная традиция. Снова ходили в гости, но уже не для веселья, а для того, чтобы попросить прощения друг у друга за все причинённые обиды, злые и лживые слова. В знак прощения и благодарности все родные дарили друг другу подарки. В Прощёное воскресенье было принято посещать кладбища, поминая ушедших родных и близких. После такого важного события, каждый человек к началу Великого поста (а по древнему календарю – и нового года) был свободен от обид и сам прощён, а значит, начинал новый этап жизни с чистым сердцем и лёгкостью на душе.

Чистый понедельник – первый день Великого поста.

Конечно, не всем было сразу легко после разгульного веселья настроиться на серьёзный лад. Поэтому мужчины могли в этот день и «прополоскать зубы после скоромного», и на кучных боях «повыколачивать блины». Женщины же до блеска мыли и парили посуду от остатков масла и молока, запрещённых в дни поста. Вечером обязательно все должны были попариться в бане, смывая остатки праздничного веселья.

 

Преддверие Великого поста

provoskr1Конечно, после вышесказанного, может сложиться впечатление, что Масленица – это праздник только языческий, а не православный. Но это не так. Эта неделя посвящена для верующих цели примирения с ближними, прощению обид, подготовке к покаянию на пути к Богу. Всем в эти дни нужно уделить время для доброго общения с близкими, родными, друзьями. Напомним также, что Масленице предшествует вселенская родительская суббота, когда все православные поминают своих близких, посещают кладбища, а в храмах совершается заупокойное богослужение.

Воскресенье перед Сырной седмицей называется Неделей о Страшном суде. Для православных – это время подготовки к Великому посту. Церковь на протяжении веков предостерегала от чрезмерного увлечения праздничным весельем. Так, например, святитель Тихон Задонский говорил, что «истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни», и сетовал, что много ослушников, которые не придерживаются воздержания ни в еде, ни в питии, ни в веселье. И сейчас, признавая и не осуждая традиции этого светского праздника, священнослужители говорят о том, что не стоит разрушать себя чрезмерным пьянством и опасными забавами.

Прощёное воскресенье называется Неделей сыропустной, так как с этого дня больше не допускается употребление в пищу молочных продуктов. А в течение всей масленичной недели в храмах идут великопостные службы, когда многократно повторяется молитва: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Вечером в воскресенье после богослужения совершается особый чин прощения, когда сначала священнослужители просят прощения у всей паствы, а потом и все прихожане друг у друга. Так православные вступают в Великий пост, с миром в душе и радостью в сердце. Иначе и нельзя, ведь пост – испытание прежде всего не для тела, а для души. Это время покаяния, размышления, совершенствования, и оно требует напряжения всех духовных сил человека.

Удивительное ощущение праздника передал нам Иван Шмелёв в своей книге "Лето Господне":

blin1«Масленица... Я теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны - вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось – «масленица»? Она стояла на высоких прилавках в банях. На большом круглом прянике, - блине? - от которого пахло медом - и клеем пахло! - с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, - поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью... «масленицы» исчезли. Но живы они во мне. Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на "убогий блин", до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью... - перед постом?"

 

Без блина не Масляна!

blinБлины традиционные

1 л воды или молока, 25 г дрожжей, 2 ст. ложки мёда, 1 стакан растительного масла, соль, 5 стаканов муки, 3 столовых ложки сахара, 2 стакана сметаны, 2 яйца.

В тёплой воде или молоке растопить дрожжи, добавить мёд и сахар. Всё как следует перемешать, накрыть полотенцем и оставить в тепле примерно на час. В полученную смесь ввести муку, соль, взбитые яйца, замесить тесто и оставить его в тепле. Когда тесто поднимется, положить сметану и растительное масло. Когда тесто подойдёт во второй раз, его тщательно размешать и выпекать. Готовые блины хорошо смазывать маслом.

Блины "Гурьевские"

8 стаканов пшеничной муки, 13 яиц, 350 г топлёного масла, 1л кислого молока, 3 ст. ложки растительного масла. В муку добавить желтки и топлёное масло и всё как следует перемешать. Развести полученную смесь кислым молоком. Ввести в тесто взбитые белки, опять перемешать, влить растительное масло и выпекать блины на разогретой сковородке. Готовые блины смазывать маслом.

Стакан клюквы, стакан сахарного песка, 3 ст. ложки манной крупы.

Блины на дрожжах

0.7 л молока, 30 г дрожжей, 50 г сахарного песка, 100 г сливочного масла, 10 г соли, 1 кг муки, 3 яйца.

Сначала готовим опару. Берём половину муки, соединяем с разведёнными в тёплом молоке дрожжами. Примерно через час, когда опара подойдёт, добавим в неё яйца, растопленное сливочное масло, сахарный песок, соль и остальную муку. Затем тесто следует тщательно вымешать, развести оставшимся молоком до консистенции сметаны и поставить его в тепле. Когда тесто поднимется, его следует размешать и снова поставить в тёплое место. После того, как оно снова подойдёт, можно печь блины, наливая тесто тонким слоем на хорошо нагретую сковороду, смазанную жиром или растительным маслом.

Блинцы на пиве

По 2 стакана муки и пива, яйцо, 2 ст. л. сахара, сода, 0.5 стакана растительного масла, 100 г сливочного масла, соль.

Взбить яйцо с сахаром, добавить соду, пиво и половину муки. Замесить тесто и дать ему настояться 10-15 минут. Затем ввести растительное масло, оставшуюся муку, хорошо размешать и печь. Готовые блинцы поливать растопленным маслом.

Подготовила Екатерина Антонтва, г. Воронеж

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить